Финансовые нарушения законов УК

В ОО РЦОК МО обратились председатели (члены) Советов многоквартирных домов № 1 по ул. Карбышева (Г.П. Егорова), № 16 по ул. Первомайская (Алякина Е.Н.),  № 9 по ул. Евстафьева (В.В.Школьников), № 9а по ул. Евстафьева (В.А.Трушков), 

Обращения связаны с незаконной, по мнению заявителей, деятельностью  платёжного агента ООО «РРКЦ» (Региональный Расчётно-Кассовый Центр) по сбору платежей с нанимателей и собственников помещений по указанным адресам по договору № 01-РРКЦБ-06д от 01.02.2011г. с  управляющей организацией ООО «УЮТсервис» и по договору с управляющей организацией ООО «Белый парус», при управлении многоквартирными домами в го Балашиха.

В настоящее время эксплуатирующие данные дома организации ООО «УЮТсервис» и ООО «Белый парус», руководствуясь ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги прибегает к услугам ООО «РРКЦ», выполняющего в частности функции платежного агента на основании Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № ЮЗ-ФЗ от 03.06.2009. Однако при осуществлении данной деятельности управляющие организации и организация - платежный агент не учитывают некоторые особенности действующего законодательства, что приводит к существенным нарушениям:

1. Согласно требованиям ЖК РФ порядок внесения платы за жилое помещение должен быть установлен договором. Договоры управления, заключенные с ООО «УЮТсервис» и ООО «Белый парус», не содержат условий, позволяющих данным организациям при взимании платежей пользоваться услугами платежного агента и не отвечают требованиям ст. 162 ЖК РФ.

2. Во исполнение ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, оформленных в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению». Пункт «б» ст. 7 Методических рекомендаций (Приложение № 2 к Приказу Минрегиона № 454) обязывает указывать в платежном документе наименование исполнители (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет. Платежный документ может содержать реквизиты нескольких исполнителей (ст. 8 Методических рекомендаций). Фактически Методическими рекомендациями предписывается исполнять требования ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992. При этом изменение рекомендованной формы платежного документа возможно, если иная форма документа установлена условиями договора управления многоквартирным домом. Как следует из закона, содержание платежного документа может определяться в договорах, являющихся основанием оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общею имущества в многоквартирном доме, с учетом требований ст. 154 ЖК РФ к структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги и обязательных требований, установленных Правительством РФ. Для сторон договора управления это вытекает из п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ. Ответственность за своевременное представление платежных документов собственникам жилых и нежилых помещений несет лицо, которому в соответствии с ЖК РФ и в зависимости от реализуемого в многоквартирном доме способа управления причитается плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Платежные агенты не являются исполнителями, оказывающими услуги населению. В силу ст. 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ от 03.06.2009, платежный агент заключает договор с поставщиком услуги, а не с плательщиком. Таким образом, договорные отношения между гражданином и платежным агентом не предусмотрены законом и платежный агент, не являясь исполнителем (поставщиком), не имеет законного права указывать свои реквизиты в платежном документе на оплату ЖКУ.

Собственникам и нанимателям помещений указанных домов направлялись и направляются платежные документы от имени ООО «РРКЦ», как получателя платежа, с указанием банковских реквизитов этой организации, но без указания юридического адреса. Информация об исполнителе услуг (управляющей организации) в данных документах приводилась как справочная, без указания банковских реквизитов исполнителя, либо не указывалась вообще. Оформление платежного документа указанным образом прямо противоречит требованиям подпункта «б» пункта 69 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а до его вступления в законную силу - подпункту «б» пункта 38 Постановления Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», согласно которым в платежном документе обязательны к указанию наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет. Таким образом, указанные платежные документы направлялись собственникам и нанимателям жилых помещений ненадлежащими лицами, с которыми у собственников и нанимателей жилых помещений указанных многоквартирных домов никогда не было заключено никаких договоров и поручение на заключение договоров с которыми, ими никому, в том числе и ООО «УЮТсервис» и ООО «Белый парус», не давалось, и были оформлены с нарушением требований закона. В силу этого ООО «РРКЦ» ни при каких условиях не могли выступать в качестве получателей платежей (т.е. лиц, которые вправе распоряжаться полученными денежными средствами), т.к. никакие услуги этой организацией собственникам и нанимателям жилых помещений не оказывались, а выставляемые ей платежные документы не являются основанием для возникновения обязанности по их оплате. Исходя из изложенного, у собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в домах заявителей, отсутствовали какие-либо формальные основания для внесения платы за жилье и коммунальные услуги.

 

В соответствии с п. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Однако п. 9 той же статьи указывает, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуг и в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Договоры, заключенные между ООО «УЮТсервис», ООО «Белый парус» и собственниками, не предусматривают порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежного агента (оператора по приему платежей). Поручений для заключения такого рода договоров собственниками и нанимателями жилых помещений ООО «УЮТсервис» и ООО «Белый парус» не давалось.

Таким образом, услуги ООО «РРКЦ» являются услугами, навязанными потребителям вопреки их воле и желанию, что является ущемлением их прав. Кроме того, отнесение стоимости услуг ООО «РРКЦ» на счет потребителей в данных обстоятельствах является самоуправством и злоупотреблением правом со стороны ООО «УЮТсервис» и ООО «Белый парус» и содержат признаки растраты (не целевого расходования средств), что, возможно, приводит к нарушениям требований налогового законодательства, т.к. согласно п.п. 29, 30 ч. 3 ст. 149 НК РФ реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями и реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, относятся к видам деятельности, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость.

Платежный документ, оформленный с нарушением требований законодательства, в полной мере попадает под действие ст. 168 ГК РФ, т.е. является ничтожным и не подлежит оплате по формальным, но вполне законным основаниям.

3. Следствием нарушений, указанных в пункте 1, а также несовершенства организации деятельности ООО «Региональный расчетно-кассовый центр» является нарушение нижеследующих требований закона:

3.1      Пункт 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ от 03.06.2009 прямо указывает на то, что платежным агентам запрещено принимать безналичные платежи от граждан.

3.2      Статья 12 того же закона обязывает платежного агента при приеме платежей использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

3.3      Статья 15 того же закона обязывает платежного агента сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

3.4      Статья 16 того же закона допускает следующие операции по специальному банковскому счету платежного агента:

1)     зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2)     зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3)     списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4)     списание денежных средств на банковские счета.

Таким образом, любое перечисление платы за жилое помещение и ЖКУ потребителем с использованием любого промежуточного банковского счета между плательщиком и специальным банковским счетом платежного агента, если этот счет не является специальным банковским счетом того же платежного агента, является прямым нарушением закона.

3.5      При этом платежный агент не имеет права для осуществления приема платежей пользоваться услугами кредитных организаций. В соответствии с п. 5 ч. 2

ст. 1 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ, положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Кроме того, согласно п. 21 ст. 4 103-ФЗ, кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Платежный агент не имеет права пользоваться услугами по приему платежей банковских платежных агентов, т.к. банковскому платежному агенту следует руководствоваться режимом специального банковского счета, установленному ч.ч. 5 и 6 ст. 14 Закона «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ от 27.06.2011, где прямо запрещено списание денежных средств на иные специальные банковские счета.

Платежный агент также не вправе осуществлять операции, совершаемые с использованием банковских карт. В соответствии с пунктом 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» на территории Российской Федерации расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям с использованием платежных карт (эквайринг) осуществляют кредитные организации, в связи с чем осуществление указанной деятельности организациями, не являющимися кредитными, в том числе осуществление указанной деятельности банковскими платежными агентами, не является правомерным.

Несмотря на указанные ограничения, установленные законом, ООО «РРКЦ» осуществляет прием безналичных средств в оплату услуг ЖКХ на свои расчетные счета, пользуется услугами кредитных организаций и платежных систем (в том числе и в связи с операциями с использованием банковских карт) при приеме платежей от населения, т.е. совершает действия, прямо запрещенные законом. Данный вывод можно сделать исходя из условий договора № 01-РРКЦБ-06д от 01.02.2011г., заключенного между ООО «РРКЦ» и ООО «УЮТсервис», договора заключенного между ООО «РРКЦ» и ООО «Белый парус», которые предусматривают обязанность оператора по приему платежей принимать денежные средства от получателей жилищно-­коммунальных услуг на расчетные счета «Оператора» (пункт 2.1.8 договора).

На основе имеющейся информации затруднительно выяснить наличие в деятельности расчетно-кассового центра нарушений требований Центрального Банка РФ в отношении операций по специальным счетам, но если таковые имеются, то ЦБ РФ прямо относит такие операции к сомнительным и подлежащим особому контролю на основании Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07.08.2001.

 

4. В заключение платежным агентом и управляющей организацией, допускается еще одно нарушение действующего законодательства. Исходя из условий п. 3.3 упомянутых выше договоров между ООО «РРКЦ» и ООО «УЮТсервис» и ООО «Белый парус»  условия взаиморасчетов между ними предполагают перечисление денежных средств от платежного агента на расчетный счет поставщика. Если в части расчетов с теми исполнителями, с которыми договоры заключены не платежным агентом, а непосредственно управляющей организацией, такой метод взаиморасчетов допустим, то, в части взаиморасчетов платежного агента и управляющей организации по прямому договору, перечисление денежных средств на банковский счет поставщика является прямым нарушением закона. Статья 18 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ обязывает поставщика при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Данные операции являются незаконными и ответственность за их осуществление установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ, если отсутствуют признаки иного, более тяжкого правонарушения.